РМС-МедТур

Медицина и Туризм


Медицинский туризм - лечение и реабилитация






Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

МЕНДЕЛЬСОН

Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс (3. 2. 1809, Гамбург,- 4. 11. 1847, Лейпциг), немецкий композитор, дирижёр, органист. Происходил из богатой семьи, получил широкое музыкальное и общее образование. Рано начал играть на фп., скрипке и сочинять музыку, занимался под руководством К. Ф. Цельтера, к-рый познакомил М. с И. В. Гёте. Учился в Берлинском ун-те, много путешествовал по европейским странам. Выступая в концертах как пианист, дирижёр и композитор, М. быстро завоевал успех и признание. В 1829 по его инициативе и под его управлением были исполнены в Берлине "Страсти по Матфею" И. С. Баха, послужившие началом "возрождения" баховской вокальной музыки в 19 в. Пребывание в Италии (1830) обогатило М. художеств, впечатлениями и отразилось на его творчестве. В Париже (1832) он сблизился с выдающимися музыкантами, в т. ч. с Ф. Листом; особый успех имел М. в Лондоне. Вернувшись в Германию, жил в Дюссельдорфе, где дирижировал на нижнерейнском муз. празднестве, выступал также в Кёльне, а с 1835 руководил концертами Гевандхауза в Лейпциге. М. положил начало т. н. лейпцигской школе, в 1843 в Лейпциге по его инициативе была открыта первая в Германии консерватория, получившая большую известность в стране и за её пределами; в ней М. вёл класс композиции.

М.- композитор-романтик умеренного направления, не порывающий с классич. традициями, тонко и гармонично ощущающий природу, фантастику, нац.-поэтич. образы, но далёкий от бунтарства и порывистой мятежности. М. написал множество произв. в различных жанрах. Среди оркестровых сочинений выделяются программные увертюры: "Сон в летнюю ночь" (1826), "Морская тишь и счастливое плавание" (1828), "Фингалова пещера" (или "Гебриды", 2-я ред. 1832), "Сказка о прекрасной Мелузине" (1833), "Рюи Блаз" (1839). Из 5 симфоний М. наиболее значительны "Итальянская" и особенно "Шотландская", навеянные путешествиями юности, но завершённые позже (1833, 1842). Большую известность приобрёл концерт М. для скрипки с оркестром (1844), вдохновенно-лирический, цельный и пластичный. В области концертной музыки важное место заняли и 2 концерта М. для фп. (1831, 1837). Среди сочинений для фп. наиболее популярны одночастные пьесы (рондо), вариации ("Серьёзные вариации", 1841, и др.) и особенно "Песни без слов" (8 тетрадей, 1832-45) - 48 миниатюр (порой программных по замыслу), представляющих собой широкий цикл характерных для М. образов и настроений, воплощённых в классически стройной форме. Эти пьесы отличаются разнообразием фп. приёмов, однако доступны и в домашнем музицировании. Хотя М. с юности влекло к оперному жанру, законченных оперных партитур он не оставил. Высокими художеств, достоинствами обладает музыка М. к комедии "Сон в летнюю ночь" Шекспира (1842) - тонкое романтич. преломление сказочной фантастики. При жизни М. большую известность приобрели его оратории "Павел" (1836) и "Илия" (1847), в к-рых автор развил традиции Г. Ф. Генделя. Музыка М. оказала заметное влияние на творчество современных ему композиторов; впоследствии, однако, подражатели М. составили консервативное академическое направление. В 1874-77 в Лейпциге издано Поли. собр. соч. М. (36 тт.).

Соч.: Briefe einer Reise durch Deutsch-land, Italien und die Schweiz und Lebensbild von Peter Sutermeister, Zurich, [1958].

Лит.: В - в а О., Феликс Мендельсон-Бартольди, СПБ, [1903]; И в а н о в - Б о-рецкий М. В., Мендельсон, М., 1910; Даме В., Ф. Мендельсон-Бартольди, пер. с нем., М., 1930; В о р б с Г. X., Ф. Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников, [пер. с нем.], М., 1966; Ranft P., Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., [1972]. Т.Н.Ливанова.

Куда обратиться с моим заболеванием?