РМС-МедТур

Медицина и Туризм


Медицинский туризм - лечение и реабилитация






Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

МИД

(Mead) Джордж Герберт (27.2.1863, Саут-Хадли, Массачусетс,-26.4.1931, Чикаго), американский философ-идеалист и социальный психолог. Окончил Гарвардский ун-т, изучал философию и психологию в Германии. С 1894 проф. Чикагского ун-та. Последователь идей У. Джемса и Дж. Дьюи. Вместе с последним входил в состав чикагской школы, развивавшей принципы прагматизма, в духе к-рого М. трактовал сознание как инструмент приспособления индивида к среде, рассматривая при этом мир объектов с т. зр. их значения для поведения индивида. Взаимодействие людей в группах приводит, по М., к возникновению мира искусств, объектов-символов. В процессе социализации индивид овладевает значениями символов и с их помощью учится сознательно направлять свои действия, "вплетая" их в более широкий "общественный акт". Развитие индивида в зрелую личность характеризуется прогрессирующей способностью координировать своё поведение с действиями партнёров, "принимать роль", отведённую ему в жизни группы. Структура человеческого "Я", по М., отражает структуру взаимодействия индивида в различных группах. Формируя у индивида определ. представление о самом себе, общество как бы "входит в него изнутри", направляя его действия по нужному пути. С появлением у индивида развитого "Я" внешний социальный контроль уходит внутрь, становится самоконтролем, а человек превращается в ответств. личность, способную выполнить свою роль в структуре символич. взаимодействия группы, общества в целом. Социальная теория М. оказала влияние на последующее изучение проблемы личности, социализации, социального контроля и легла в основу определ. направления социальных исследований - "символич. интеракционизма". Отказ от анализа содержат, стороны социального взаимодействия ограничивает сферу применения теории М. изучением непосредств. интерпсихологич. контактов, т. е. фактически рамками социально-психологич. подхода к обществ, явлениям. Поэтому попытки представить её как общую социологич. теорию, в равной мере пригодную для описания межличностного взаимодействия и глобальных процессов, несостоятельны.

Соч.: The philosophy of the present, Chi., 1932; The philosophy of the act, Chi., 1934; Mind, self and society,Chi., 1934; Movements of thought in the nineteenth century, Chi., 1950; The social psychology..., ed. by A. Strauss, Chi., 1956; Selected writings..., N. Y., 1964.

Лит.: Кон И. С. и Ш а л н н Д. Н., Д. Г. Мид и проблема человеческого Я, "Вопросы философии", 1969, № 12.

Д. Н. Шалин.